RSS Обратная связь Карта сайта

Глава Минкомсвязи доложил на заседании Правительства о развитии спутниковой связи гражданского назначения в России Спутниковая связь, Н.А. Никифоров

Москва, 24 июля 2014 года. — Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров сделал доклад о состоянии российской спутниковой группировки гражданского назначения на заседании Правительства. Глава Минкомсвязи России доложил о перспективах развития спутниковой отрасли и о предложениях министерства по совершенствованию ее работы. Приводим полный текст выступления.

«Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые члены Правительства!

За последние годы мы столкнулись с серьезными проблемами, связанными с развитием нашей гражданской спутниковой группировки. Речь идет именно о спутниках связи и вещания, используемых в гражданских целях. Это не касается нашей военной группировки или спутников дистанционного зондирования Земли.

Особенно явными эти проблемы стали в последнее время, когда Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации как крупнейший невоенный заказчик спутниковых аппаратов начало самое масштабное в новейшей истории России обновление спутниковой группировки гражданского назначения. Для нас таким символичным началом большого обновления стал запуск космического аппарата «Экспресс-АМ5» 26 декабря 2013 года.

Мы рассчитывали, что прекратятся аварии, преследующие нашу космическую отрасль с 2011 года. Однако вскоре к потерянным в 2011-2012 годах аппаратам «Экспресс-АМ4» и «Экспресс-МД2» добавился и «Экспресс-АМ4R», разрушенный в результате неудачного запуска совсем недавно, 16 мая 2014 года. Очередная неудача, которая еще и произошла на фоне регулярных задержек с изготовлением спутников, лишь убедила нас в том, что Правительством было принято верное системное решение о создании «Объединенной ракетно-космической корпорации» (ОРКК) и глубокой реформе всей отрасли (Распоряжение Правительства от 3 декабря 2013 года).

Итак, мы уже находимся в процессе реформы и как один из крупнейших заказчиков услуг по созданию и запуску космических аппаратов решили первыми выйти с предложениями по организации работы отрасли. Мы считаем, что предлагаемые нами шаги позволят восстановить космическое лидерство России.

Сегодня я расскажу, как мы видим наше сотрудничество с ОРКК в условиях формирования единого исполнителя по государственным заказам на спутники.

Первый и главный тезис — мы заказываем только российские спутники. Российские инженеры, российские предприятия, российские космические аппараты, российские запуски.

Очевидно, что в современных условиях мы не сможем обеспечить гарантированного развития нашей гражданской спутниковой группировки, если будем зависеть от зарубежных партнеров. Сейчас эта зависимость чрезвычайно высока: 80-90% импортных компонентов в полезных нагрузках и до 30-40% в платформах космических аппаратов.

Второе. Россия должна войти в пятерку мировых лидеров по доле спутниковых услуг связи и вещания на мировом рынке. По итогам 2013 года наше предприятие «Космическая связь» занимает лишь девятое место в мире по объему выручки, «Газпром космические системы», второй из всего двух российских гражданских спутниковых операторов, и того ниже — 21-е! Обе компании в целом контролируют 71% отечественного, но всего лишь 3% мирового рынка.

Что нам нужно для этого сделать? Необходимо решить проблемы, связанные со сроком производства космических аппаратов гражданского назначения, обеспечить гарантии их успешных запусков, а также безупречной работы в рамках срока активного существования. Напомню, стандартный требуемый срок активного существования спутника должен составлять 15 лет.

Мы предлагаем перейти на так называемый контракт полного цикла. Он предполагает финансовую ответственность и компенсацию упущенной выгоды оператора спутниковой связи. Мы заказываем спутник к определенной дате. Он должен появиться на орбите и заработать в установленный срок. Каждый месяц или год жизни спутника имеет конкретную цену, исходя из упущенной выгоды оператора. Она и должна быть основой для расчета компенсации. ОРКК, либо одно из предприятий-подрядчиков ОРКК, являясь единственным исполнителем должно гарантировать это.

Исполнитель, таким образом, несет финансовую ответственность как за задержки при изготовлении космических аппаратов, так и их неудачные запуски или сокращение срока активного существования на орбите.

Конечно же, исполнитель должен будет страховать свои риски, но это именно та системная рыночная модель, которая за 5-7 лет радикально изменит качество наших спутников.

До настоящего времени у нас сохраняется запутанная и неоптимальная схема перекрестного финансирования, которая была сформирована при реализации постановления Правительства РФ №626 от 25 августа 2001 года «О мерах по обеспечению государственной поддержки развертывания и функционирования гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения».

Схема предполагает многократное перекрестное субсидирование, которое включает и многомиллиардные субсидии Россвязи на производство спутников, и условно-бесплатные ракеты в рамках Федеральной космической программы, и символические тарифы на услуги связи для спецпотребителей. Это еще один фактор, который породил целый ряд проблем, вылившихся в итоге в задержки с производством космических аппаратов, и в незастрахованные аварии ракетоносителей.

На сегодня мы согласовали четкую, понятную и прозрачную схему тарифицирования услуг космической связи для спецпотребителей (президентская, правительственная и специальная связь) и простую, одноканальную схему финансирования этих услуг из средств федерального бюджета.

Таким образом, мы предлагаем перейти на прозрачную модель рыночных отношений, когда потребитель платит за услугу, а поставщик отвечает за ее качество. Мы уверены, что в такой конфигурации наше предприятие «Космическая связь» сможет не только обеспечить развитие российской гражданской спутниковой группировки для целей связи и вещания, но и успешно выступать со своими услугами на мировом рынке.

Реализация предложенных мер позволит нам ответственно и с минимальными рисками пойти на двукратное увеличение спутниковой группировки ФГУП «Космическая связь» за счет внебюджетных источников и к 2022 году вывести предприятие на мировой уровень в число пяти лидирующих предприятий с показателями по выручке не менее 60-70 милилардов рублей.

Данные цифры приведены на основе анализа тенденций мирового рынка спутниковых услуг с учетом сегодняшних показателей компаний из лидирующей четверки.

При этом мы также понимаем, что при новых контрактных условиях, новых тарифах на услуги и при отсутствии государственного субсидирования средства на изготовление спутников «Космической связи» придется привлекать уже самостоятельно, причем в большей части на долговом рынке, нежели на кредитно-банковском.

Предприятию придется отвечать по долговым обязательствам не только ответственностью за финансовый успех бизнеса по предоставлению услуг, транслируя ответственность на ОРКК в части производства, запуска и гарантированного срока жизни спутника, но и гарантировать погашение долговых обязательств правом собственности на активы предприятия.

Последнее невозможно, если предприятие существует в форме ФГУП, так как ФГУП не является собственником активов и имущества. Собственником является государство, которое передает ФГУПу имущество и активы в оперативное управление.

Для нормальной работы на долговых рынках предлагаем Правительству поручить Минкомсвязи представить согласованные предложения об акционировании ФГУП «Космическая связь» с 100% долей государства и сохранением предприятия в списке стратегических предприятий страны.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые члены Правительства, прошу поддержать предлагаемый комплекс решений, который заложит многолетнюю основу для развития гражданской спутниковой связи нашей страны».

Отправить

Направления

СВЯЗЬ
ИТ
СМИ

Разделы

 

Типы материалов

 

Все материалы официального сайта Министерства связи и массовых коммуникаций
могут свободно использоваться без каких-либо ограничений, если не указано иное.
Предварительного согласия на перепечатку не требуется.


Открытые данные
Статистика посещаемости сайта

Официальный Интернет-ресурс
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-32622 от 22 июля 2008 г.

125375, г. Москва, ул. Тверская, д. 7
Телефон: (495) 771 8000
Справочная по документам: (495) 771 8100
Факс: (495) 771 8002
Адрес электронной почты: office@minsvyaz.ru
Твиттер: @minsvyaz_news
Facebook: Minsvyaz

 
 
ФИЛЬТР
Выберите направление
для сортировки
материала.