RSS Обратная связь Карта сайта

Доклад Игоря Щёголева на заседании Совета Федерации

Цифровое телевидение, Информационное общество

Добрый день, уважаемый Сергей Михайлович, уважаемые сенаторы.

Первый вопрос сегодняшней повестки – госпрограмма «Информационное общество (2011-2020 годы)».

При подготовке госпрограммы «Информационное общество (2011-2020 годы)» мы учитывали мировой опыт подобных программ, текущее состояние отрасли и рынка ИКТ. Руководствовались Концепцией долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года и Стратегией развития информационного общества.

Символично, что «Информационное общество» – это первая госпрограмма, утвержденная Правительством в рамках перехода к программным принципам формирования бюджета страны.

Направления Госпрограммы полностью охватывают направления Стратегии развития информационного общества, утвержденной Президентом Российской Федерации.

Мы расширили отраслевые направления Плана реализации Стратегии и объединили их общими целями в духе структурирования целевых программ. В результате появилось новое направление – цифровой контент. Это информация в чистом виде, как предмет и объект информационного общества.

Госпрограмма охватывает все отрасли и сферы деятельности, её результатом должно стать повышение прозрачности и управляемости, обеспечение устойчивости и конкурентоспособности экономики в целом.
Основной принцип программы: результаты должны быть привязаны к конкретной группе потребителей.

Повышение качества жизни должно выражаться в простых и доступных сервисах, которыми граждане пользуются почти ежедневно.

Например: запись на прием ко врачу через Интернет. Оплата штрафов с мобильного телефона. Юридическая значимость обмена электронными документами. Недорогой широкополосный доступ во всех общественных местах. Улучшение уровня образования граждан.

Один из крупнейших инфраструктурных проектов сегодня – переход на цифровой формат телерадиовещания. Год назад утверждена ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы». Программа исполняется в полном масштабе и по всем направлениям.

В 2009 году началась разработка системных проектов, начато цифровое эфирное вещание в Курской области и Хабаровском крае.

На территории Сибири и Дальнего Востока с середины 2010 года плановое строительство цифровых сетей ведется в 12-ти субъектах РФ. Это Алтайский край, Республика Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Амурская область, Приморский край, Хабаровский край, Еврейская автономия, Забайкальский край, Сахалин и Камчатка.

На этом этапе предусмотрено создание 924 объектов цифрового вещания, из которых 764 новых. На сегодня строительные работы завершены на 659 объектах. Окончание строительства и пуско-наладки оборудования, полномасштабный запуск цифрового вещания по всем объектам указанных регионов Российской Федерации планируется на середину 2011 года.

Сейчас цифровое вещание успешно работает в Курской области, Хабаровском крае, на Камчатке.

В июне 2010 года Федеральная служба по тарифам впервые официально утвердила и тарифицировала услугу цифрового вещания.

В сентябре 2010 запущен первый мультиплекс в Москве (30-й канал), в декабре – в Калининградской области, Санкт-Петербурге, Выборге и Кингисеппе Ленинградской области.

Тестовые включения цифрового вещания проведены в Приморском и Алтайском крае, Амурской области и Республике Тыва.

Одновременно с развертыванием цифровых сетей завершается строительство центров формирования мультиплексов в 22-х субъектах РФ – Сибири, Дальнего Востока и Северо-Западного федерального округа.
Из федерального бюджета в 2010-м году в рамках ФЦП предусмотрено 2 миллиарда 862 миллиона рублей на строительство сети вещания первого мультиплекса. Еще 700 миллионов - на центры формирования мультиплексов. Кроме того, ФГУП «РТРС» привлекло внебюджетное финансирование - свыше 3 миллиардов рублей.

Строительство сетей даёт импульс другим отраслям экономики. В программу вовлечено 45 производителей оборудования и 62 строительно-монтажные компании от Санкт-Петербурга до Камчатки. Доля российского оборудования составляет 88%.

Сейчас в стране цифровые телепередатчики мощностью от 1 до 5000 Вт выпускает ряд предприятий различных форм собственности.

Это: ООО «Алмаз-Антей Телекоммуникации»; ФГУП «Омское производственное объединение «Иртыш»; ОАО «МАРТ» (г.Санкт-Петербург); ООО «НПП «Триада-ТВ» (г.Новосибирск); ООО «Сигма-МТУСИ»; ЗАО «Полигон» и другие.

Их продукция дешевле зарубежных аналогов. Разница – от 15 до 40 процентов. Технические характеристики по энергосбережению, надежности и массогабаритным показателям аналогичны, а по ремонтопригодности -  превышают зарубежные аналоги.

Отечественное оборудование со встроенной системой дистанционного мониторинга адаптировано к российским условиям эксплуатации.

Российские производители выпускают полный модельный ряд профессиональных антенн, схем сложения, оборудования для антенно-фидерных устройств цифровых телепередатчиков.

Доля российских производителей телеприемников - свыше 85% объема рынка. Более трех четвертей выпускаемых телевизоров могут принимать программы цифрового телевидения (DVB-T/MPEG-4 AVC(H.264).

Переход на «цифру» идет в соответствии с разработками отраслевой науки. НИИ Радио разработал «Комплексный проект развития цифрового вещания» в РФ. Утверждены системные проекты наземных эфирных цифровых сетей в 34-х субъектах. В остальных - проекты готовы; срок утверждения – февраль текущего года.

Разработана и получила положительное заключение государственной экспертизы документация на каждую из 924 телевизионных станций первой очереди строительства. Это около 55 тысяч томов. Работа велась генпроектировщиком НИИ Радио и привлеченными специалистами из более 200 организаций. А работы по подготовке исходных данных проводил инженерно-технический персонал в 150-ти региональных и местных Администрациях.

В октябре 2010 года проектные работы по 1100 объектам второй очереди строительства цифровой сети первого мультиплекса проведены:
в Астраханской, Белгородской, Брянской, Волгоградской, Воронежской, Иркутской, Калининградской области, Калмыкии, Кабардино-Балкарии;
в Краснодарском крае, Карачаево-Черкесии, Ленинградской, Мурманской, Оренбургской, Псковской областях, в Республиках Адыгее, Дагестан, Ингушетии, Карелии, Северной Осетии-Алании;
в Ростовской, Смоленской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском АО, Чеченской Республике.

Первая часть проектной документации разработана уже в декабре, что позволяет в начале года провести государственную экспертизу проектов. И приступить к строительству объектов сети цифрового вещания сразу после окончания неблагоприятных зимних климатических условий.

К концу 2011 года на территории 41-го субъекта РФ «цифрой» будут охвачены до 43 миллионов человек. Планируется уже построить и ввести девять объектов сети цифрового вещания второго мультиплекса.

На этот год предусмотрено финансирование в объеме 4959 млн. рублей, в том числе из средств федерального бюджета – 4099 млн. рублей.

В рамках ФЦП, ФГУП «Космическая связь» вместе с ОАО «ИСС» им. М.Ф.Решетнёва» и французской компанией «Thales Alenia Space» строит два спутника: «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6». Они нужны для доставки первого и последующих мультиплексов на всю территорию России.

В августе выведем на орбиту еще один спутник - «Экспресс-АМ4» и запустим региональные сети РТРС в Европейской и Центральной частях России.

Говоря об успехах реализации ФЦП, нельзя не сказать о тех негативных факторах, которые осложняют работу и существенно увеличивают риски несоблюдения сроков.

Во-первых, суровые погодно-климатические условия выдвигают дополнительные требования к строительным конструкциям. Невозможно проводить строительные работы в холодное время года.

Во-вторых, возникают проблемы при транспортировке грузов из-за плохих дорог и отсутствия необходимого транспорта.

Другая проблема – это значительные объемы нового строительства.

Возникает необходимость подбора и оформления новых земельных участков для размещения более чем половины объектов вещания.

Из-за длительных процедур оформления документов происходит сдвиг сроков проектирования и строительства.

Негативные факторы устраняются за счет взаимодействия федеральных и региональных органов власти.

При организации новых объектов вещания возникают проблемы с оформлением документов на землю, получением разрешений на строительство и обеспечением объектов необходимой инженерной инфраструктурой.

Кроме того, имеются сложности с определением кадастровой стоимости земельных участков для объектов цифрового телерадиовещания. Местные власти увеличивают кадастровую стоимость этих земельных участков.

Внедрение цифрового вещания – проект прежде всего социальный, а не коммерческий. Рассчитываю на содействие уважаемых коллег в решении этого вопроса на местах.

Согласование строительства в регионах удалось ускорить при помощи рабочих групп, создаваемых при администрациях субъектов Федерации. Такие группы включают представителей Минкомсвязи, РТРС, местных органов исполнительной власти, предприятий и организаций, участвующих в процессе создания цифровых сетей (связистов, энергетиков), а также представителей региональных контролирующих и разрешительных органов.

Рабочие группы созданы в 56 субъектах РФ, в том числе во всех 12-ти регионах первой очереди цифровизации. Они нацелены на решение вопросов, связанных с землей, энергетикой, надзором, разрешительной документацией.

Так удаётся ускорить оформление исходно-разрешительной документации, сократить цикл проектирования и строительства объекта.

Регламентный срок процедуры от выбора земельного участка до государственной регистрации договора аренды (по нормативам прохождения документов) составляет более 30 недель. Мы научились делать за полтора-два месяца.

Предполагается, что по мере ввода сетей цифрового вещания в постоянную эксплуатацию рабочие группы будут переключаться с задач по сопровождению строительства на мониторинг насыщенности региона цифровыми приемниками.

А еще – на координацию работ торговых организаций и сервисных служб, на подготовку предложений по обеспечению малоимущих слоев населения цифровыми приемниками. Затем они займутся подготовкой обоснований о готовности отключения аналогового вещания.

Пакет каналов первого мультиплекса. На сегодня в состав первого мультиплекса вошли следующие федеральные телеканалы: «Первый», «Россия 1», «Россия 2», «НТВ», «5», «Россия Культура», «Россия 24», «Карусель»; радиоканалы «Радио России», «Маяк» и «Вести FM».

В каждом субъекте РФ в первом мультиплексе распространяется региональная версия по вещательным зонам.

По этой схеме в каждом субъекте РФ производится прием первого федерального мультиплекса, его модификация в региональном центре формирования мультиплекса и последующая трансляция региональной версии на территории субъекта.

Правительственная комиссия по телерадиовещанию одобрила включение в первый мультиплекс дополнительного девятого слота. В каждой региональной версии первого мультиплекса будет содержаться региональный канал субъекта РФ.

С технологической точки зрения это обеспечивается тем, что в рамках создаваемой инфраструктуры цифрового вещания ФГУП «РТРС» готово обеспечить включение региональных каналов в состав первого мультиплекса и их распространение в каждом субъекте РФ.

Теперь о втором мультиплексе. Собраны 22 заявки телерадиовещательных организаций, желающих попасть во второй мультиплекс.

Сигнал второго мультиплекса будет формироваться в Москве и распространяться централизованно по зонам вещания с использованием одного спутникового подъёма. В 2015 году охват вещанием второго мультиплекса составит не менее 70% населения страны.

Третий мультиплекс будет состоять из региональных каналов, плюс канал высокой четкости. Сеть вещания третьего мультиплекса будет строиться по многочастотному (асинхронному) принципу. Она будет развертываться в первую очередь в больших городах с 2011 года.

Схема лицензирования не изменится. ФКК будет рассматривать заявки региональных компаний. Решающие критерии – наличие самостоятельного программирования и объемы собственного производства. Так мы поддержим региональных журналистов.

Строительство цифровых сетей телерадиовещания – это крупнейший в настоящее время инфраструктурный проект в области связи. Он позволит запустить новые мультимедийные сервисы даже в самых удаленных районах России, недоступных рыночным операторам. Там, где оказание услуг коммерчески непривлекательно.

Новая инфраструктура позволит быстро наращивать количество цифровых мультиплексов для предоставления услуг HD TV и услуг теле-трансляции на мобильные устройства. Так решается проблема «цифрового неравенства» между крупными городами и небольшими населенными пунктами.

Вернемся к программе «Информационное общество». В ней выделено шесть направлений.

Первое - повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса.
Второе – это создание электронного государства и повышение эффективности государственного управления.
Третье – развитие российского рынка ИКТ и российских технологий. Надо обеспечить переход к цифровой экономике.
Четвертое – преодоление цифрового неравенства и создание базовой инфраструктуры информационного общества.
Пятое направление – обеспечение безопасности в информационном обществе.
И, наконец, шестое: развитие цифрового контента, сохранение культурного наследия.

Несколько слов по первому направлению. Начальный этап здесь – развитие средств доступа к информации. Здесь нельзя забывать о всеобщей «мобилизации» населения. Уже в ближайшей перспективе сотовый телефон станет основным средством доступа к информации. Если мы отстаем по уровню компьютеризации населения в домохозяйствах, то уровень проникновения средств сотовой связи у нас вполне соответствует международным стандартам.

На втором этапе, развивая средства доступа, мы должны опережающими темпами внедрять функциональные сервисы, доступ к которым мы обеспечиваем. В первую очередь это касается развития государственных услуг в электронной форме, различных функциональных приложений, средств электронной демократии.

Мы сможем повысить эффективность внедрения информационных технологий в органы власти, если откажемся от модели создания информационных систем и ИКТ-инфраструктуры (информационных систем, центров обработки данных или линий телекоммуникаций).

Вместо этого надо ориентироваться на достижение конкретных результатов при эффективном использовании ресурсов. То есть сокращать временные затраты на реализацию административно-управленческих процессов, на организацию межведомственного взаимодействия и т.д.

Только через Портал госуслуг за 2010 год было предоставлено более 680 тысяч услуг. Получили доступ к личному кабинету на портале более 270 тысяч граждан. Количество «уникальных» пользователей – более 400 тысяч человек в месяц.

С учетом других интерактивных сервисов, размещенных на сайтах государственных органов власти, интерактивное взаимодействие граждан и организаций с государственными органами власти набирает обороты.

С помощью одного устройства, например, многофункциональной телевизионной приставки, можно будет получать доступ не только к телевизионным каналам, но и к сети Интернет и услугам «Электронного правительства».

Уже существуют образцы телевизионных приставок российского производства, с помощью которых можно получить доступ к цифровым телеканалам, запрашивать и получать информацию с портала госуслуг (информация выводится на экран телевизора). А еще - просматривать видео, оплачивать товары и услуги банковской картой, пользоваться IP-телефонией.

С внедрением цифрового телевидения российские предприятия-изготовители могут обеспечить не менее 90% потребности российского рынка в передатчиках и свыше 75% процентов в приемной аппаратуре цифрового телевидения.

Для обеспечения универсального, повсеместного, справедливого и приемлемого в ценовом отношении доступа к инфраструктуре и услугам на базе ИТ будет применяться новое поколение высокопроизводительных сетевых технологий доставки сигнала.

Идет работа над созданием и развитием отечественной сетевой платформы широкополосного доступа на базе спутниковых технологий Ка-диапазона.

Развивая инфраструктуру, не забываем о пользователях. Недостаточный уровень распространения в обществе базовых навыков использования информационных технологий – это проблема не только для нашей страны. Запланированы комплексные мероприятия для повышения навыков населения в области ИКТ. Здесь большую роль призваны сыграть регионы, ощутимо помогают некоммерческие общественные организации.

Внедрение цифрового телерадиовещания открывает новые возможности и для обеспечения доступа к Интернету и решению проблемы «цифрового разрыва».

Технология DVB-T позволяет – помимо передачи цифрового телевизионного сигнала – транслировать Интернет трафик. Это особенно актуально для повышения скорости подключения школ к сети Интернет.
При работе в этом режиме зона покрытия с одного передатчика достаточно велика и, что наиболее важно для конечных пользователей, есть возможность самостоятельно устанавливать абонентское оборудование, стоимость которого менее одной тысячи рублей.

Технология позволяет организовать и мобильное использование, что открывает дополнительные возможности.

Для противодействия современным вызовам и угрозам, распространяемым посредством информационных систем и технологий в подпрограмме «Обеспечение безопасности в информационном обществе» предусмотрены соответствующие мероприятия.

Будет создана система для определения и контроля уровня реальной защищенности информационного общества от проявлений терроризма в информационной сфере.

Будут разрабатываться отечественные защищенные технологии хранения и обработки больших массивов неструктурированной информации.

Кроме того, планируется создать единый банк данных по проблемам борьбы с терроризмом и интегрировать его с ведомственными и межведомственными информационно-управляющими системами.

В декабре 2010 года утвержден План перехода федеральных органов государственной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения на 2011-2015 годы.

Важным условием его выполнения является создание национальной программной платформы, в том числе – операционной системы на базе свободного программного обеспечения.

Положения Плана обязательны для федеральных органов исполнительной власти. Органы законодательной и судебной власти могут руководствоваться положениями этого Плана для организации перевода на СПО собственных информационных систем.

Переход органов исполнительной власти на СПО будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных им в федеральном бюджете на выполнение полномочий в установленной сфере деятельности.

Мероприятия, связанные с разработкой компонент национальной программной платформы, которые будут доступны всем органам государственной власти,   финансируются из средств, предусмотренных на реализацию госпрограммы.

В рамках подпрограммы «Цифровой контент и культурное наследие» мы планируем создать электронный национальный библиотечный ресурс.

Будут оцифрованы фонды крупнейших российских библиотек. Читатели получат доступ к электронному каталогу и к электронным копиям документов, составляющих библиотечные фонды.

Равный доступ к материалам должен быть у всех граждан, независимо от места их проживания, отдаленности от культурных центров, физических возможностей, уровня дохода.

В 2011 году будет оцифрована некоторая часть фонда Российской государственной библиотеки. Разумеется, с учетом соблюдения законодательства об авторском праве. Ответственный исполнитель по этому проекту – Минкультуры России.

Направления

СВЯЗЬ
ИТ
СМИ

Разделы

 

Типы материалов

 

Все материалы официального сайта Министерства связи и массовых коммуникаций
могут свободно использоваться без каких-либо ограничений, если не указано иное.
Предварительного согласия на перепечатку не требуется.


Открытые данные
Статистика посещаемости сайта

Официальный Интернет-ресурс
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-32622 от 22 июля 2008 г.

125375, г. Москва, ул. Тверская, д. 7
Телефон: (495) 771 8000
Справочная по документам: (495) 771 8100
Факс: (495) 771 8002
Адрес электронной почты: office@minsvyaz.ru
Твиттер: @minsvyaz_news
Facebook: Minsvyaz

 
 
ФИЛЬТР
Выберите направление
для сортировки
материала.