RSS Обратная связь Карта сайта

Доклад Игоря Щёголева на совещании по совершенствованию инструментов инновационного развития в регионах (Томск)

Технопарки
Презентация к докладу (в формате .pdf)
 
Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги. Мы понимаем технопарк прежде всего как точку ускоренного перехода идей в технологии, а технологий – в бизнес-решения. По сути, это должен быть механизм быстрой и комфортной коммерциализации самых передовых идей.

Система технопарков – это сама по себе инновационная бизнес-среда, в которой концентрируется научный потенциал регионов. И здесь должно начинаться эффективное взаимодействие науки, бизнеса и в идеале венчурного капитала. Конечно же, сюда привлекается молодёжь из самого региона, из других регионов, из-за рубежа. Конечно же, мы получаем ещё один инструмент развития региона за счёт создания дополнительных рабочих мест и увеличения налоговых поступлений.

Правительство утвердило программу в 2006 году. Первое финансирование началось в конце 2007 года. До 2010 года это были первый, второй этапы программы. Проведён отбор проектов – предпроектные и проектные работы для начала строительства, велась подготовка базовой инфраструктуры. Начались первое строительство и отработка механизмов их самостоятельного развития.

Объём средств, перечисленных в форме субсидий федерального бюджета субъектам, составил свыше 6 млрд рублей. И в 2011 году, после продления, начался третий этап. Теперь нужно завершать строительство первых проектов, включать новых участников, расширять сеть, тиражировать лучший опыт и совершенствовать связи между технопарками. Последний момент особенно важен для модернизации экономики в целом, потому что мы создаём не набор разрозненных инициатив, а, по сути, сетевую инфраструктуру, которая может привести к существенному синергетическому эффекту.

В рамках программ уже построены технопарки в Тюмени, в Татарстане – два («IT-парк» и технополис «Химград»), в Новосибирске и Кемеровской области. К лету планируется завершить строительство технопарка в Мордовии. На новом этапе продолжается строительство уже начатых проектов в Санкт-Петербурге, в Нижнем Новгороде, Новосибирской, Калужской и Кемеровской областях. Научно-технический потенциал, который есть в этих регионах, позволяет рассчитывать на то, что полноценный запуск этих технопарков существенно поднимет показатели эффективности нашей программы.

Наконец, при переходе на третий этап Правительством были утверждены новые технопарки в Самарской области (это как раз при Тольятти, и одна из задач – способствовать диверсификации экономике этого, по сути, моногорода), в Пензе, а также без привлечения федерального финансирования была включена Тамбовская область. Тоже один пример, когда сам статус участия в федеральной программе даёт дополнительный стимул и для привлечения резидентов, и для привлечения дополнительного финансирования.

Кроме того, список субъектов, обладающих потенциалом для создания технопарка, конечно же, не ограничивается теми регионами, которые сейчас включены в программу. И среди областей, которые таким потенциалом обладают, можно отметить Красноярский, Приморский края, Белгородскую, Калининградскую, Московскую, Свердловскую и Челябинскую области.

Это динамика развития. По итогам второго этапа показатели программы выросли по сравнению с 2009 годом: в 2010-м количество резидентов выросло на 49%, в общем числе это составляет сейчас 407 компаний. Объём произведённой продукции увеличился в три раза с 7 до 22 млрд рублей. И если мы посмотрим на правую колонку, то увидим, что выручка резидентов за 2009–2010 годы приблизилась к 30 млрд – это при 6 млрд рублей федерального финансирования, то есть, по сути, на каждый рубль федеральных денег мы получаем 5 рублей выручки. И мы планируем к завершению программы увеличить этот показатель вдвое и выйти по сумме нарастающим итогом на 100 млрд рублей выручки к 2014 году.

Уже есть и внебюджетные инвестиции - имеются в виду инвестиции не из федерального и не из регионального бюджетов. Это порядка 3 млрд рублей. Часть из них вошла в инфраструктуру, и 1 млрд 300 млн уже вложено в проекты. В соответствии с законодательством субъекты имеют право устанавливать налоговые и неналоговые льготы. В большинстве субъектов–участников программы этим уже воспользовались, и такие преференции для компаний, работающих в технопарках, установили, чем, конечно же, существенно снизили нагрузку на резидентов.

Теперь несколько слов о профиле работы технопарков. Главным образом они работают в тех сферах, которые определены как ключевые направления модернизации экономики – это энергоэффективность, энергосбережение, космические технологии, в том числе то, что связано с ГЛОНАСС, телекоммуникациями, наземной инфраструктурой, медицинские биотехнологии. Естественно, по праву очень большую нишу занимают информационные технологии, поскольку здесь очень низкий порог вхождения для бизнеса. То есть для того, чтобы начать работать и делать первые успехи, нужно сравнительно немного инвестировать. И у наших компаний уже есть существенные успехи, в том числе, которые признаются на международном уровне. И у нас уже есть компании, которые широко известны за пределами России.

Так, в частности, есть несколько интересных стартапов у новосибирцев. Это программно-аппаратный комплекс автоматизации деятельности оперативно-технических подразделений, плазмохимические технологии. В Нижнем Новгороде это термоэлектрические охлаждающие модули, в Татарстане это программный продукт по координации работы экстренных служб ГЛОНАСС-112, продукт для мониторинга деятельности бюджетных учреждений. В Мордовии реализуются проекты по созданию полупроводниковых приборов нового поколения на широкозонном наноматериале карбиде кремния, здесь же работают над развёртыванием собственного волоконно-оптического производства. В Тюменской области по понятным причинам работают над повышением эффективности переработки и добычи нефтепродуктов. В Кемеровской области работают над безопасностью горнодобывающих работ и биотехнологиями, которые связаны, в том числе, с этой безопасностью и преодолением последствий катастроф в шахтах.

Налаживается выпуск высокотехнологичной продукции, которая востребована в российском здравоохранении. В частности, в Новосибирске есть проект производства линейки тест-систем, которые массово применяются в службе крови для оценки безопасности донорской крови. В Кемеровском технопарке работают над созданием биопротезов методом тканевой регенерации и экстренной диагностики.

Срок действия, как уже отмечалось, нашей программы продлён до 2014 года. Утверждён перечень субъектов. Здесь приведены цифры, которые планируется вложить в новые технопарки и в развитие уже существующих. И на третьем этапе мы планируем инвестировать примерно столько же, сколько было на первых двух, – около 6 млрд рублей.

Как я уже сказал, общий объём продукции и услуг предстоит увеличить до 100 млрд рублей с лишним, а количество рабочих мест должно достигнуть 16 тысяч. Сейчас технопарки находятся в начале пути к организованному производству инновационной продукции. Отрабатываются механизм отбора проектов и компаний, привлечение венчурных инвестиций, консалтинга, маркетинговой поддержки. В свою очередь, министерство обобщает такой опыт и планирует организовать центр компетенции, который сможет обеспечить их дальнейшее развитие. Ведётся выработка общих требований к технопаркам, которые включают в себя обязательное наличие бизнес-инкубатора, многофункционального административного комплекса, лабораторных и производственных корпусов, центров прототипирования и целый ряд других элементов, которые где-то могут быть, где-то не могут быть, и об этом я скажу немножко позже, когда буду говорить о создании своего рода общей экосистемы наших технопарков. Хотелось бы сказать, что, конечно же, очень важно, чтобы та среда, которую мы здесь создаём, не оставалась обособленной от других процессов, которые идут в государстве.

Мы видим, в частности, большие плюсы в возможности распространения на технопарки того режима, который сейчас принимается для инновационного центра Сколково. И ряд проектов, которые развиваются на базе технопарков, вполне могут уже сегодня получить те преференции, которые в будущем предназначены для резидентов Сколково.

Мы, конечно же, поддерживаем идею Минэкономразвития – внимательно изучить возможность перенесения на резидентов технопарков тех льгот, которые существуют в технико-внедренческих зонах. В частности, привлекательным было бы снизить или установить переходный период для страховых взносов, потому что здесь тоже очень высокая доля человеческого капитала и фондов заработной платы. И такого рода льготы послужили бы привлечением новых резидентов, хотя об этом, в частности, скажет Дмитрий Венедиктович (Д.Б.Верховод – генеральный директор ОАО «Технопарк новосибирского Академгородка»). В некоторые технопарки уже сейчас выстроилась очередь, и там уже нет проблемы заполнить создаваемые места и создаваемые площади, то есть это тот механизм, который уже сегодня заработал.

Мы планируем также распространить опыт создания экспертных советов. Уже в целом ряде регионов есть такие экспертные советы, которые обеспечат взаимодействие с региональными вузами и НИИ, в частности, с национальными исследовательскими центрами. Через такие проекты прошло уже свыше 117 наших стартапов. И мы видим определённую перспективу в связи между технопарками или в создании будущих технопарков, в привязке к наукоградам, потому что мы, таким образом, смогли бы, соответственно, использовать тот потенциал, который сейчас уже есть в наукоградах, а для них создать такие точки быстрого роста. При том, что это, как мы видим по объёму капиталовложений, существенно меньше, чем с технико-внедренческими зонами, а эффект можно начать получать достаточно быстро.

Если говорить про взаимодействие с национально-исследовательскими университетами, то сейчас такие соглашения уже заключены с  исследовательскими университетами в Кемеровской области, Нижегородской, Новосибирской, Самарской, Санкт-Петербурге, в Татарстане и Мордовии.

Работаем мы над механизмом государственно-частного партнёрства. И в этом плане - возможность зачёта средств частных инвесторов в счёт региона. Сейчас мы софинансируем это только на паритетных началах с регионом, и если мы сможем в долю региона включать частные инвестиции, то, как показывает наш опыт и диалог со многими регионами, это существенно упростит и во многом ускорит появление новых технопарков.

Направления

СВЯЗЬ
ИТ
СМИ

Разделы

 

Типы материалов

 

Все материалы официального сайта Министерства связи и массовых коммуникаций
могут свободно использоваться без каких-либо ограничений, если не указано иное.
Предварительного согласия на перепечатку не требуется.


Открытые данные
Статистика посещаемости сайта

Официальный Интернет-ресурс
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-32622 от 22 июля 2008 г.

125375, г. Москва, ул. Тверская, д. 7
Телефон: (495) 771 8000
Справочная по документам: (495) 771 8100
Факс: (495) 771 8002
Адрес электронной почты: office@minsvyaz.ru
Твиттер: @minsvyaz_news
Facebook: Minsvyaz

 
 
ФИЛЬТР
Выберите направление
для сортировки
материала.