RSS Обратная связь Карта сайта

Тезисы доклада заместителя министра Ильи Массуха на заседании Совета по региональной информатизации

ИТ, Электронное правительство, Электронная подпись, Информационное общество, Система межведомственного электронного взаимодействия, Совет по региональной информатизации, Массух Илья Иссович

Уважаемые коллеги!

В 2010 году часть государственных услуг стала электронными. Вместе с ведомствами и регионами была проделана большая работа по переводу услуг в электронный вид. Как результат – более 55 миллионов обращений на портал госуслуг и 700 тысяч оказанных услуг в электронной форме.

Движение и развитие электронного правительства мы предполагаем рассматривать в нескольких ключевых направлениях.

Во-первых, необходимо улучшать качество процессов оказания услуг в электронном виде. Для этого пересмотреть необходимость использования в процессах той или иной информации, облегчить требования к документам и заявителю. Состав сведений, на основании которых принимаются решения об оказании государственной или муниципальной услуги, должен быть четко обозначен.

Во-вторых, развивать инфраструктуру доступа к данным услугам, повышать информированность граждан о них.

В-третьих, мы должны постоянно отталкиваться от необходимости реализации к 1 июля исключения излишних справок, требуемых от граждан. Удобным и стратегически правильным способом реализации задачи является переход на межведомственный, межсистемный обмен.

И одной из ключевых задач электронного правительства является централизованное развитие отраслевых информационных систем в ведомствах, регионах, на местном уровне – тех систем которые будут включать в себя информацию необходимую для оказания услуг в электронном виде.

Всем инновациям в электронном правительстве должны соответствовать нормативные изменения – административные регламенты, акты федерального и регионального уровня должны быть скорректированы.

Отмечу, большая работа была проделана в Правительстве по формированию базовых федеральных актов, направленных на корректировку всей нормативной базы и введение новых понятий – портала госуслуг, системы межведомственного взаимодействия, инфраструктуры электронного правительства.

Ключевой задачей является приведение всех административных регламентов к новым формам предоставления услуг – подаче заявлений в электронном виде, обмен сведениями в электронном виде, предоставление результата оказания услуги в виде электронного документа.

Для доступа к государственным услугам основным средством является портал. Портал можно использовать дома, с помощью центра общественного доступа, в интернет-киосках, в мобильных устройствах.

Ключом к электронным услугам может быть логин – пароль, ЭЦП – это уже работает на портале с прошлого года. Предполагается выдача сертификатов ключей подписи для населения. При этом гражданам нужно заплатить только за носитель.

Как удобный вариант ключа рассматривается и универсальная электронная карта, но, к сожалению, пока ее инфраструктура не подключена к электронному правительству и не готова к предоставлению доступа к государственным услугам.

В ведомствах, регионах, органах местного самоуправления ведется работа по развитию информационных систем и подключению их к единой системе электронного взаимодействия.

Сейчас к СМЭВ подключились 26 ведомств и организаций, ведется активное создание и подключение региональных сегментов.

С момента открытия портала на нем было зафиксировано более пятидесяти пяти миллионов обращений за получением информации об услугах.

Начиная с третьего этапа перевода услуг в электронный вид, для подачи заявки в орган власти на получение услуги в электронном виде, необходима идентификация заявителей.

Для этого сегодня уже 500 тысяч пользователей зарегистрировали на портале Личные кабинеты.

Возможность подачи электронных заявлений через Личный кабинет появилась в апреле 2010 года. С этого момента через Портал оказано более 680 тысяч услуг в электронной форме.

Важно подчеркнуть, что 12 видов услуг доступны гражданину на портале. Уже нет необходимости визита в госучреждение. Это высшая степень развития госуслуги, так называемый пятый этап.

До этого уровня удалось подняться, например, по следующим услугам: регистрация граждан России по месту пребывания и жительства в пределах РФ, предоставление библиографической информации из государственных библиотечных фондов. Еще примеры: предоставление официальной статистической информации по запросам граждан и организаций, предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения.

По 26 видам услуг люди уже могут проследить ход исполнения. В этом списке услуг, например, получение загранпаспорта и общегражданского паспорта.

Чтобы в разных частях страны можно было получить юридически значимую услугу, необходима и формируется сеть удостоверяющих центров. Сейчас их полсотни по России, и они обеспечивают доверенное взаимодействие информационных систем органов власти.

Важно, что при этом используются отечественные средства криптографии. Для предоставления авторизованного доступа к электронному правительству в сертификате ключа подписи будет записан СНИЛС.

Сейчас в Правительстве завершается работа над важным нормативным документом - проектом распоряжения правительства об утверждении перечня тех сведений, которые органы власти обязаны предоставлять гражданину, связываясь меж собой внутри системы электронного правительства.

Например, сейчас орган власти требует у компании заверенную нотариусом копию устава. А придём к тому, что сам орган власти будет запрашивать подтверждение наличия такой компании в реестре юридических лиц ФНС. Это позволит оптимизировать процесс оказания услуг, сократить количество справок и документов, требуемых от граждан и организаций.

К сожалению, до некоторых пор к созданию отраслевых региональных систем не было применена централизованная государственная политика. Регионы самостоятельно внедряли разнообразные решения – те на которые хватало и средств и возможностей. В результате мы получили более 500 разнообразных решений, которые сложно вписываются в электронное правительство. Внедрения типовых решений единичны – всего 20 по стране.

Подход, который использовался ранее, не может быть применим к реализации проектов по модернизации в ускоренном режиме. Оперативность разработки была крайне низкой, а эффективность созданных решений не достигала и 30 %. Кроме того, известны случаи когда для созданных хороших решений не хватало средств на развитие и распространение – в итоге они оставались «на полке» и впоследствии устаревали.

Чтобы в региональных и муниципальных органах власти скорее заработали электронные услуги, Минкомсвязь предлагает использовать информационную систему по модели «программное обеспечение как услуга» (SAAS – software as a service).

Эта модель чем-то похожа на загрузку программ через Интернет. Сначала - отбор успешных решений в регионах, затем их «подкачка» во всероссийскую коллекцию и - внедрение в любых других регионах. Это – так называемая облачная платформа распространения решений. Такой подход позволит уменьшить сроки, сэкономить значительные средства федерального и местных бюджетов.

Внедрение подобных технологий является стратегической политикой развитых государств, так как позволяет не только радикально снизить стоимость владения информационными системами, но и централизовать информационные массивы, обеспечив при этом высокий уровень информационной безопасности. На сегодняшний день подобные собственные технологии в России практически отсутствуют. В связи с чем данную нишу активно занимают зарубежные компании, такие как Google, Microsoft и ряд других. В рамках данного проекта будет создан набор доступных через сеть Интернет отечественных программных решений (сервисов), которые смогут использоваться органами исполнительной власти и органами местного самоуправления субъектов Российской Федерации с минимальными затратами.

С учетом этих факторов данный проект имеет значительный инновационный потенциал и заложит основу для развития отрасли разработки программных решений.

В рамках каждой задачи также должны быть разработаны специфические отраслевые требования к тиражируемым решением.

Первой системой на облачной платформе станет медицинская информационная система. Этот проект начался в 2010 году и является наиболее маштабным с точки зрения применения созданных в нем решений – количество точек использования решения сотни тысяч по всей стране.

Для обмена опытом по проектам мы продолжаем развитие сети Регионалочка – у нее появились новый возможности общения, новый дизайн. В частности возможность видеотрансляций. Предлагаю именно в ней обсудить предложения регионов по формированию отраслевых решений на SAAS и в ближайшее время выпустить для каждого из направлений профильные требования.

В этом мы рассчитываем и на Совет главных конструкторов региональной информатизации, который предложено возглавить мне. Этот Совет должен стать общероссийским центром компетенции, так как в него входят люди, которые непосредственно решают задачи региональной и муниципальной информатизации. Мы организуем заочное обсуждение положение о совете и заочно проголосуем по вопросу его создания.

Презентация доклада в PowerPoint

Направления

СВЯЗЬ
ИТ
СМИ

Разделы

 

Типы материалов

 

Все материалы официального сайта Министерства связи и массовых коммуникаций
могут свободно использоваться без каких-либо ограничений, если не указано иное.
Предварительного согласия на перепечатку не требуется.


Открытые данные
Статистика посещаемости сайта

Официальный Интернет-ресурс
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-32622 от 22 июля 2008 г.

125375, г. Москва, ул. Тверская, д. 7
Телефон: (495) 771 8000
Справочная по документам: (495) 771 8100
Факс: (495) 771 8002
Адрес электронной почты: office@minsvyaz.ru
Твиттер: @minsvyaz_news
Facebook: Minsvyaz

 
 
ФИЛЬТР
Выберите направление
для сортировки
материала.