RSS Обратная связь Карта сайта

Интервью Андрея Липова порталу Второго Всероссийского экспертного форума «Развитие информационного общества. Электронное правительство. Регион и муниципалитет»

Информационное общество, Система межведомственного электронного взаимодействия

Андрей Липов, директор Департамента государственной политики в области создания и развития электронного правительства Министерства связи и массовых коммуникаций РФ:«1 июля трудности обязательно возникнут»

– Соответствует ли место, которое занимает Россия в международных рейтингах, реальной ситуации стране в сфере информационного общества?
– Мы проводили исследование разнообразных рейтингов готовности – инфраструктуры, услуг к оказанию в электронном виде, граждан к получению услуг в электронном виде. Мы анализировали методики, в соответствии с которыми рассчитываются эти рейтинги. Они в целом неплохие. Но методика сбора информации соответствующими международными организациями нас, к сожалению, устраивать не может – зачастую она основывается на экспертном мнении людей, которые привлечены к опросам. А это в основном так называемые экспаты, то есть иностранцы, которые работают здесь, на территории страны. Естественно, эти люди, будучи зачастую англоязычными, не знакомы с той инфраструктурой и возможностями, которые на сегодняшний день уже реализованы. Осознавая это, мы поставили себе задачу (и уже есть определенные результаты) взаимодействия с участниками расчетов этих рейтингов, чтобы сфокусировать их внимание именно на тех решениях, которые есть. Когда мы смотрим на эти рейтинги, то понимаем, что мы отнюдь не хуже наших соседей.

– Объем финансирования госпрограммы «Информационное общество (2010-2020 годы)» из средств федерального бюджета составит 88 миллиардов рублей. Достаточно ли этой суммы для реализации всех поставленных задач?
– Бюджет, о котором вы говорите, рассчитан на достаточно длительный период времени. Мы можем уверенно говорить о средствах, которые будут действительно выделены, только первые три года. На эти первые три года заложены крайне небольшие средства, именно в самой программе. Но программа в себя включает также в целях аналитического учета те программы, которые реализуются другими ведомствами и субъектами РФ. Естественно, если брать конкретные мероприятия, которые включены в программу, посмотреть программы субъектов или ведомств, правильно сконцентрировать средства, которые у них есть именно на решение задач, заложенных в программу, то сумма, конечно, увеличится. Я думаю, должно вполне хватить. Потому что технологии, которые мы предлагаем на сегодняшний день к решению, не требуют изменений информационных систем, которые уже были построены. Веб-сервисные технологии, которые мы предлагаем, позволяют взаимодействовать с информационными системами, созданными по любым технологиям.

– Какие вопросы приходится решать органам региональной власти в процессе информатизации?
– В первую очередь, конечно же, это люди. При появлении таких серьезных задач, как построение системы общефедерального значения, требуется достаточно большое количество квалифицированных кадров. Не просто IT-специалистов, а людей, которые понимают специфику оказания услуг органами власти, т.е. процессы, которые традиционно называются реинжинирингом. Кроме технической части они включают также понимание и навыки по изменению бизнес-логики и порядка оказания услуг при помощи современных информационных технологий.
Есть проблемы в регионах, естественно, с финансированием, им необходимо пересматривать программы, концентрировать средства на основных приоритетных направлениях. Так что здесь, наверно, две основные проблемы.

– Какие основные задачи сейчас стоят перед Минкомсвязи России?
– Основными задачами Министерства связи массовых коммуникаций РФ в области построения электронного правительства, являются, в первую очередь, технологические аспекты. Мы осуществляем выработку и реализацию единой технологической политики при построении электронного правительства в РФ – как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Для этого нами, начиная с 2008 г., реализованы информационные системы, которые уже доступны гражданам – портал госуслуг, на котором можно получить услуги в электронном виде, войдя и зарегистрировавшись в личном кабинете. Есть реализация для граждан, у которых нет компьютеров – это так называемые инфоматы. Они устанавливаются в Российской Федерации в разных городах. Это очень удобные, красивые, синие устройства, с тач-скрином, где можно получить практический доступ к порталу, только с более удобным адаптированным интерфейсом данного устройства.
Но это только видимая часть результатов, которые видят граждане. За этим стоит достаточно большое количество информационных систем, которые входят в так называемую инфраструктуру электронного правительства. В первую очередь, основа всех систем – система межведомственного электронного взаимодействия. Она создана и принята в промышленную эксплуатацию. Идет развитие системы и в регионах. Выпущены все необходимые нормативно-технические, нормативно-правовые акты. Органы власти субъектов РФ, федеральная исполнительная власть подключается к данной системе.

– С какими трудностями, скорее всего, столкнутся ведомства 1 июля 2011 года, когда им станет запрещено требовать от граждан документы, содержащиеся в базах данных других структур?
– Трудности обязательно возникнут. Это связано, в первую очередь, с различным уровнем готовности регионов к переходу на новую форму взаимодействия, а также с экономическими условиями в каждом конкретном регионе, и с организационными, и с какими-то историческими фактами. Есть регионы, в которые, безусловно, уже начнут работать в таком режиме, есть, которые, к сожалению, к этому придут чуть позже.
В каждом субъекте РФ приняты собственные планы – как перевода услуг в электронный вид, так и создания своих информационных систем. Это зависит от организационных условий в каждом конкретном субъекте. Но мы рассчитываем, что в течение года эта работа должна быть закончена. С нашей стороны в каждом субъекте уже с 1 июля будет стоять, так скажем, аппаратно-программный комплекс, являющийся выносом, частью системы межведомственного электронного взаимодействия. Технологическая готовность самой системы будет с 1 июля. От органов власти, субъектов требуется доработка их информационных систем и подключение к данной системе.

– Как вы оцениваете эффективность работы единого портала госуслуг?
– Я бы высоко оценил. За два года мы пришли от информационно-справочной системы (системы, в которой была размещена информация о госуслугах) к третьему этапу – а во многих случаях к пятому этапу по классификации ООН – оказания услуг, когда гражданин, зайдя в личный кабинет на портале, может отправить заявление на получение услуги и во многих случаях даже получить ее в электронном виде. Достаточно сказать, что на сегодняшний день ФМС с помощью портала госуслуг выдано уже порядка 350 тысяч загранпаспортов.
Количество обращений достигает несколько миллионов по таким услугам как просто получение выписки из Пенсионного фонда о начислениях, справки из ГИБДД о начисленных вам штрафах. Это сотни тысяч по каждой из этих услуг. Эффективность портала возрастает с появлением каждой новой услуги.
За появление каждой новой услуги отвечает оказывающее ее ведомство. Мы определяем технологическую политику, даем соответствующие инструменты для реализации. Орган власти у себя должен перевести услугу оказания в электронный вид, и, по сути, подключить ее к порталу, к единой точке авторизации, идентификации и размещения всей необходимой информации. Порядка 60 миллионов граждан уже обращались на портал госуслуг. Это достаточно большое количество обращений.

Направления

СВЯЗЬ
ИТ
СМИ

Разделы

 

Типы материалов

 

Все материалы официального сайта Министерства связи и массовых коммуникаций
могут свободно использоваться без каких-либо ограничений, если не указано иное.
Предварительного согласия на перепечатку не требуется.


Открытые данные
Статистика посещаемости сайта

Официальный Интернет-ресурс
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-32622 от 22 июля 2008 г.

125375, г. Москва, ул. Тверская, д. 7
Телефон: (495) 771 8000
Справочная по документам: (495) 771 8100
Факс: (495) 771 8002
Адрес электронной почты: office@minsvyaz.ru
Твиттер: @minsvyaz_news
Facebook: Minsvyaz

 
 
ФИЛЬТР
Выберите направление
для сортировки
материала.