RSS Обратная связь Карта сайта

Алексей Козырев: О планах развития ЕПГУ, СМЭВ и других систем электронного правительства

Электронное правительство, Система межведомственного электронного взаимодействия, Премия Правительства Российской Федерации в области средств массовой информации, Портал госуслуг, Козырев Алексей Олегович

О борьбе с «пробками» в СМЭВ, новой версии портала госуслуг, приоритетах регионов в развитии электронного правительства и рейтингах их успеваемости, роли «Ростелекома», Почты России и НИИ «Восход» в интервью CNews рассказал заместитель министра связи Алексей Козырев.

CNews: Как вы оцениваете итоги 2013 года с точки зрения развития электронного правительства? Что удалось, что нет?

Алексей Козырев: 2013 год был направлен на реализацию нескольких проектов. Их можно разделить на две категории: развитие инфраструктуры электронного правительства и развитие функциональности каналов, которые видны гражданам. Конечно, больший приоритет был у проектов по развитию инфраструктуры, потому что на основе этой функциональности потом можно будет развивать более качественные и удобные сервисы. Проекты по развитию инфраструктуры, прежде всего, связаны с развитием СМЭВ (системы межведомственного электронного взаимодействия – прим. CNews). Для того чтобы все госуслуги работали, нужно, чтобы информационные системы органов власти между собой были связаны сетью, позволяющей передавать важные сведения для оказания госуслуг. В 2013 года мы вошли с ситуацией, при которой довольно много сведений, необходимых для оказания услуг, не были доступны в СМЭВ. Прежде всего, речь идет о сведениях, перечень которых определен в Распоряжении 1123-р. Это сведения, которые находятся в распоряжении региональных органов власти, которые требуются федеральным органам для оказания госуслуг. Таких сведений у нас в 2013 году было 18, и по каждому из 18 сведений каждый субъект должен был предоставить федеральным органам возможность запрашивать эти сведения через СМЭВ.

CNews: Судя по рейтингам, которые публикует Минкомсвязь, это не вполне удалось…

Алексей Козырев: По результатам работы в 2013 году не все субъекты справились с этой задачей одинаково успешно (показывает распечатанную таблицу – рейтинг регионов). Есть субъекты, которые сделали все на 100%, и субъекты, которые не успели. Большая часть из них завершит предоставление этих сведений через СМЭВ в конце января. По состоянию на 20 января 22 субъекта полностью готовы предоставлять свои сведения федеральным органам, остальные – в разной степени. Сегодня в продуктивном контуре ноль сервисов – только по Республике Карелия. С каждым субъектом мы очень плотно работаем. В Минкомсвязи есть проектный офис, который координирует работы между федеральными органами и регионами, участвующими в проекте.

CNews: Можете в двух словах рассказать, в чем заключаются проблемы самых отстающих регионов – Карелия, Ингушетия, Тыва, Новгородская область (по состоянию на 20 января 2014 года)?

Алексей Козырев: Да, конечно (заглядывает в смартфон). Карелия. Подрядчик – «Форс», он же - подрядчик Архангельска, по которому у нас 92% в продуктивном контуре. Карелия говорит, что центр обработки данных, в котором работает инфраструктура электронного правительства в субъекте, переносился с одной площадки на другую. Соответственно, есть проблемы с бюджетом, были технологические проблемы с переносом ЦОД. Это притормозило проекты.

Алексей Козырев: По результатам работы в 2013 году не все субъекты одинаково успешно справились с задачей предоставить возможность запрашивать сведения через СМЭВ

Ингушетия. Подрядчик – «АйТи. Ведомственные системы». В продуктиве у них половина. Были технические проблемы с маршрутизацией в СМЭВ. Они вовремя не предоставили техподдержке информацию по смене адреса. Кроме того, они пишут, что были сбои в электроснабжении. Канал для СМЭВ был организован только в феврале 2012 года, но так как не было достаточного финансирования, канал не эксплуатировался, и в 2013 году потребовалась его перенастройка. Все это заняло время.

Подрядчик республики Тыва тоже «АйТи», Новгородской области – «Центр открытых систем и высоких технологий». Работы по настройке серверов Новгородской области проводились в период тестирования, то есть технически регион не был готов к началу. Были проблемы с Росреестром: информационные системы не принимают запросы Росреестра. Все это в основном организационные вопросы.

CNews: При этом тестирование сведений у этих регионов в целом завершено…

Алексей Козырев: Для того чтобы протестировать, нужно использовать инфраструктуру подрядчика. Условно говоря, подрядчик у себя поднимает стенд и заходит в наш тестовый контур.Фактически тестовый контур – это некое подобие инфраструктуры электронного правительства, но со снятием ограничений по информационной безопасности, по электронной подписи; инфраструктура субъекта не требуется.

CNews: Когда отстающие субъекты обещают ввести свои сервисы в продуктив?

Алексей Козырев: Все субъекты, в том числе Карелия, обещают сделать это до 31 января. В этот день (интервью было записано 20 января 2014 года, - прим. CNews) состоится подкомиссия по госуслугам, председателем которой является Николай Никифоров. На этой подкомиссии мы будем обсуждать статусы субъектов, подводить итоги и по результатам направим в правительство доклад, в котором отразим все вопросы, которые у нас еще остались.

Но тот проект, который реализовывался в 2013 году, – это только часть общего проекта по развитию функциональности СМЭВ. В том же Распоряжении 1123-р, помимо этих сведений, есть еще достаточно много сведений, переводимых в электронный вид с января 2015 года, которые должны быть доступны для межведа. Прежде всего, это сведения ЗАГСа: информация о свидетельствах о рождении, регистрации брака, смерти. Часто для предоставления госуслуг требуются именно они. Сейчас эти сведения отнесены к категории документов личного хранения. Некоторые субъекты уже реализовали проекты по информатизации ЗАГСа и провели ретро-конверсию документов, которые хранятся в архивах. Согласно распоряжению правительства, с 1 января 2015 года все сведения ЗАГСа должны быть доступны через межвед. Тем субъектам, которые уже сделали конверсию, осталось только вывести соответствующие сервисы. Остальным в этом году предстоит внедрить системы ЗАГСов и вывести сведения. Поэтому мы будем продолжать вести эту отчетность по первым траншевым сведениям до тех пор, пока 100% субъектов не сделают все сведения в продуктиве. Кроме этого, мы будем добавлять следующую категорию сведений.

CNews: Что еще можно выделить в качестве итогов 2013 года?

Алексей Козырев: В 2013 году мы занимались развитием информационных систем инфраструктуры. Во время проведения этих работ они еще не требовали вовлечения участников, но сейчас, в 2014 году, когда мы приняли результаты и начинаем их внедрять, субъекты и федералы также должны будут подключиться. Что конкретно мы сделали? СМЭВ с точки зрения архитектуры устроена как интеграционная шина данных. Специфика этой шины заключается в том, что поставщик и потребитель сведений, взаимодействующие через нее, каждый раз определяют не только сам формат сведений, которые передаются через шину, но и все вопросы, связанные с упаковкой данных в конверт, подписанием конверта. Несмотря на то, что есть методические рекомендации о том, как это правильно делать, в рамках этих методических рекомендаций конкретные технические реализации могут отличаться. В результате получается, например, такая история. Росреестр является поставщиком сведений по межведу. Он определяет формат своего сервиса, передающего сведения, и все субъекты и федеральные органы, которые являются потребителями, реализуют интеграцию в своих информационных системах под этот формат. И он, этот формат, уникален. Затем появляется другой поставщик сведений. Например, Федеральное казначейство, сведения из ГИС ГМП. Они для себя в рамках методических рекомендаций определяют другой формат. И все участники под этот формат снова заключают контракты, снова разрабатывают адаптеры. И так интеграции делаются много-много раз как будто в первый раз, как будто заново. Это приводит к тому, что, во-первых, система становится достаточно тяжелой для изменений, потому что любое изменение требует фактически переделки интеграции. С другой стороны, достаточно трудоемко и затратно так подходить к вопросу, потому что существуют сведения не очень востребованные.

У нас сейчас в СМЭВе зарегистрированы порядка 450 федеральных сервисов. Если посмотреть на нагрузку, которая возникает, то видно, что Федеральное казначейство, МВД, Росреестр, Федеральная налоговая служба являются основными поставщиками сведений через межвед. И на их сервисы из 450 приходится львиная доля трафика. При этом вывод любого сервиса, даже вообще не нагруженного, по которому 10 запросов в год, стоит примерно тех же денег.

Доработка, которую мы сделали в 2013 году, решает проблему методических рекомендаций за счет реализации технического стандарта. То есть мы создали технологию, при которой подписание запроса и ответа электронной подписью, упаковка данных в конверт, порядок обработки этого конверта унифицированы на уровне единого адаптера СМЭВ. Достаточно один раз реализовать интеграцию со СМЭВом через этот адаптер, чтобы потом любые сведения, которые нужно запрашивать, можно было настроить через него. То есть мы просто указываем состав данных, которые через этот адаптер надо запрашивать и получать. И, таким образом, один раз проведя интеграцию, для доступа как к наиболее востребованным, так и к наименее востребованным сведениям не нужно делать новые проекты по интеграции. Достаточно просто поменять настройки.

Еще одна важная инновация – это очередь гарантированной доставки запросов и ответов, которая при создании СМЭВ не была реализована. В результате получалось так, что, например, у Федерального казначейства информационная система, которая выдает сведения ГИС ГМП, выполнена таким образом, что очередь запросов выстраивается на стороне информационной системы. СМЭВ, как через трубу, все запросы передает, а на стороне Казначейства производительности системы не хватает, запросы выстраиваются в очередь.

CNews: Пробка…

Алексей Козырев: Пробка, но пробка, из которой запросы не вылетают. То есть система их принимает, но обрабатывает не сразу, а с некоторой задержкой. Росреестр же сделал свою систему, например, без такой очереди, рассчитывая на то, что функциональность должна быть реализована на стороне СМЭВа. А в СМЭВе этой функциональности не было. В результате получается такая ситуация, что, когда для оказания услуги требуется сведения Росреестра, орган власти, который услугу оказывает, отправляет запрос в Росреестр, а сервис Росреестра имеет предельную мощность 20 одновременных запросов. Если орган власти пытается поставить на этот сервис 21 запрос, то он получает сообщение об ошибке: сервис недоступен. Хотя это просто пиковый час, сервис работает, но не может обработать 21-е обращение.

Алексей Козырев: 2013 год был направлен на развитие инфраструктуры электронного правительства и развитие функциональности каналов, которые видны гражданам

Поэтому в СМЭВ поставили очередь гарантированной доставки, в которую запрос будет принят гарантировано. Когда этого сервиса нет, фактически потребитель начинает усугублять ситуацию. Сейчас на свой запрос он может получить ответ «сервис недоступен», но услугу-то ему надо оказывать. Он вынужден отправлять еще один запрос, еще один, еще один. Получается такой снежный ком, который начинает расти. Сейчас мы сделали очередь, в которую запрос встает один раз. Тот, кто отправил запрос, получает билетик, что запрос принят системой. И когда сервис готов его обработать, он его обрабатывает, после чего возвращает ответ, который доставляется потребителю. Технология сейчас реализована и принята нами по госконтракту. В 2014 году мы начинаем ее внедрять, потому что внедрение этой технологии требует, чтобы и потребитель, и поставщики сведений свои сервисы переделали под работу с очередью гарантированной доставки и универсальным адаптером.

Наиболее крупные поставщики сведений – Казначейство и Росреестр – больше всего заинтересованы в этой технологии, и, соответственно, мы начинаем с них. За 2014 год мы рассчитываем эту технологию внедрить и таким образом обеспечить более надежную, стабильную работу всей инфраструктуры электронного правительства на базе СМЭВ.

CNews: Насколько трудоемкой и дорогой будет доработка сервисов под описанные требования?

Алексей Козырев: Если посмотреть на историю работы СМЭВ, то порядка 20% сервисов, которые работают, за год так или иначе меняются, потому что меняется нормативка, и под изменившуюся нормативку требуется переделка самих форматов сервисов. Мы специально активно не запускаем процесс перехода на новую технологию. Но тогда, когда меняется нормативка и требуется переделывать сервис, он должен быть сделан уже по новой технологии.

Например, недавно были внесены изменения в законодательство о порядке регистрации недвижимости и сделок с ней, под которые Росреестр будет менять свой сервис. Соответственно, запуск этой новой технологии мы приурочиваем к естественным изменениям нормативки. Росреестр будет делать новый сервис под новые методические рекомендации, ориентированные на очередь гарантированной доставки. Естественно, что при этом старый сервис будет продолжать работать для того, чтобы процессы не останавливались. Здесь нам потребовалось принимать отдельное решение на уровне подкомиссии, потому что сейчас при изменении нормативки изменения предполагается делать планомерно. Если с первого числа нормативка меняется, значит с первого же числа все информационные системы должны работать по-новому. К сожалению, так не получается сделать. Поэтому мы ввели такой период плавной миграции, когда в течение 2014 года сначала Росреестр сделает новые сервисы, потом параллельно будут работать два сервиса, и потребители сервисов постепенно смогут переключиться со старого на новый так, чтобы их процессы не пострадали.

Поскольку на долю Росреестра и Казначейства сейчас приходится порядка 70-80% от общего количества запросов, перевод только двух этих сервисов на новые технологии позволит большую часть трафика, которая проходит через СМЭВ, уже сделать с гарантированной доставкой и с поддержкой такого оптимального процесса.

CNews: Для этого нужно, чтобы каждый регион произвел доработку сервисов?

Алексей Козырев: Да, безусловно. Но регионы и так должны будут это сделать в силу того, что нормативка изменилась, т.е. заодно. Даже если бы не было этой технологии, Росреестр все равно бы менял сервис, потому что закон изменился, и регионы все равно бы переподключались. Но здесь мы им даем возможность при этом переподключении сделать универсальный адаптер и ко всем остальным сервисам подцепляться уже без этих интеграционных сложностей.

CNews: Каковы планы по развитию других систем электронного правительства, помимо СМЭВ?

Алексей Козырев: Важно выделить проект по развитию Единой системы нормативно-справочной информации. Ведомства, которые предоставляют сведения, ведут на своей стороне реестр сведений – базы данных, в которых хранятся массы интересных сведений. В этих базах используются справочники, которые ведомства сами определяют и сами ведут. И от актуальности этих справочников, от использования корректных значений полей зависит, насколько эффективно работает межвед. Если, например, в ведомственной системе пол гражданина закодирован как буква «М», буква «Ж» и, допустим, «Неизвестный» – три значения, а в системе, которая запрашивает сведения, мужской пол – единица, женский – ноль, и неизвестный – прочерк, тогда для того, чтобы обеспечить корректное взаимодействие, необходимо сделать перевод значений информационной системы, которая запрашивает, на значения, которые ведутся в ведомственном справочнике. А учитывая, что в ведомственный справочник ведомство вносит изменения, все системы, которые запрашивают сведения, должны получать этот апгрейд.

Единая система нормативно-справочной информации с учетом доработки позволяет ведомствам, которые эти справочники ведут (на этапе обследования мы идентифицировали более 800 таких справочников), выгружать в нее данные при помощи специального терминального решения. Это решение не требует интеграции с информационными системами. Это некий сервис, в который надо делать экспорт данных. А со стороны потребителя сведений такое же терминальное решение позволяет подписаться на обновление справочника, чтобы узнать своевременно о том, что какие-то изменения внесены, и делать маппинг значений из мастер-справочника, который ведомство ведет, на значения справочника, который ведется в своей системе.

Почему это важно? Потому что некоторые справочники в информационных системах зашиты на уровне кода. Например, когда разработчик считает, что, кроме мужского и женского пола, не может быть значений, то вместо того, чтобы делать настраиваемый справочник, он использует жесткие значения «М» и «Ж». Но когда, допустим, в МВД количество полов существенно выше, потому что у них есть, например, «Пол невозможно установить», «Пол сменен» или еще что-то, в системе, где на уровне хардкода этот справочник заведен, возникает необходимость в доработке для того, чтобы адаптироваться конкретно к сведениям МВД. И это опять деньги, проекты по разработке информационной системы.

Разработанная нами технология позволяет настраивать маппинг гибко для того, чтобы в случае изменения справочников, если необходимо начать получать новые сведения, можно было бы это делать тоже настройками, без необходимости что-то кодить. В 2014 мы начинаем ее внедрение.

Очень важный проект – это создание ситуационного центра для электронного правительства. У нас в предоставлении услуг часто участвует три стороны: это ведомство, которое услугу оказывает, региональное или федеральное, это инфраструктура электронного правительства, техническим оператором которой сейчас является «Ростелеком», и ведомство, которое является поставщиком сведений по межведу, необходимых для оказания услуги. Часто возникает такая ситуация, когда информационная система, в которой запускается процесс оказания услуги, взаимодействует со СМЭВ, с инфраструктурой Электронного правительства, а инфраструктура Электронного правительства взаимодействует с информационной системой поставщика сведений. Получается три звена, например: регион, СМЭВ и ФОИВ. Так как все три информационные системы поддерживаются различными организациями (у региона – один подрядчик, у СМЭВа – «Ростелеком», у ФОИВ – другой подрядчик), найти, на чьей стороне возникла техническая проблема, и устранить ее бывает сложно. Каждый говорит: «На моей стороне все хорошо, это у вас проблемы».

Алексей Козырев: Очень важный проект – это создание ситуационного центра для электронного правительства

Для того чтобы обеспечить координацию работы служб техподдержки, мы в 2013 году реализовали информационную систему Ситуационного центра, которая обеспечивает возможность мониторинга доступности информационных ресурсов инфраструктур. Плюс это такой helpdesk, который является службой одного окна по инцидентам. Неважно, на чьей стороне возник инцидент – на стороне потребителя сведений, на стороне СМЭВа, на стороне поставщика сведений, – он создается в инфраструктуре одним сигналом, и затем существует единый регламент с общим SLA, по которому службы техподдержки между собой взаимодействуют.

CNews: Когда заработает ситуационный центр?

Алексей Козырев: Технология создана, но организационная работа по тому, чтобы эти регламенты были приняты всеми участниками взаимодействия, и обеспечение этих взаимодействий с информационным центром – это то, что нам предстоит сделать в 2014 году.

CNews: Расскажите о доработках Единого портала госуслуг, которые были сделаны в 2013 году. Когда они станут доступны гражданам?

Алексей Козырев: Сейчас процедура регистрации на Едином портале госуслуг выглядит так, что человек должен обязательно указать о себе СНИЛС, заполнить профиль. После этого, в случае, если проходит успешная проверка СНИЛС через сервис Пенсионного фонда, человек выбирает один из двух вариантов подтверждения своей личности. Вариант первый: через отправку заказного письма с уведомлением о вручении, где содержится код активации. Для того чтобы это письмо получить, гражданин предъявляет паспорт. Соответственно, предъявление паспорта подтверждает его личность. Когда он вводит код, он, таким образом, дает в ЕСИА информацию о том, что он – это тот, за кого он себя выдает. Второй вариант – личный визит в отделение «Ростелекома». Таких отделений мало по стране. Заказные письма – достаточно медленный канал, потому что с момента регистрации до момента получения заказного письма проходит время. И для того чтобы упростить доступ к электронным услугам, мы, во-первых, корректировали нормативку (постановление о простой электронной подписи), во-вторых, реализовали технологию, которая позволяет человеку вместо СНИЛС указать при регистрации мобильный телефон, получить код активации на мобильный телефон с помощью смс. Затем уже по такой вот простой регистрации ему открывается большая часть услуг на портале, потому что они не требуют такого подтверждения паспортом.

Для тех услуг, которые требуют подтверждения по паспорту, мы создали технологию, которая позволяет при помощи тонкого клиента уполномоченным органам власти, тем же Почте России или «Ростелекому», подтверждать гражданина по предъявлению паспорта. Поскольку это тонкий клиент, не требующий фактически такого серьезного внедрения, за 2014 год мы предоставим доступ для активации через 5000 отделений Почты России по всей стране. Фактически у человека останется возможность заказать код активации по почте. Но если ему не требуются отдельные специфические услуги, например, он не хочет размещать инициативу или голосовать на РОИ, где требуется обязательное подтверждение по паспорту, а он просто хочет смотреть на штрафы ГИБДД и их оплачивать на портале, тогда ему активация по паспорту не потребуется. Он будет пользоваться простой электронной подписью, которая создана по мобильному телефону и смс-подтверждению.

Эта технология сейчас опять-таки доработана, и мы приступаем к ее внедрению. На ближайшем заседании подкомиссии мы будем утверждать план внедрения. Все совместно с Почтой России, совместно с Минэкономразвития, потому что один из каналов регистрации граждан – это МФЦ. Система имеет специальный интерфейс для интеграции с АИС МФЦ, и ,соответственно, совместно с Минэкономразвития мы реализуем проект по подключению МФЦ в субъектах к ЕСИА для того, чтобы они также могли регистрировать граждан на портале.

CNews: Когда вы ожидаете, что в МФЦ появится такая возможность?

Алексей Козырев: Мы рассчитываем, что в течение первого квартала 2014 года мы определим технические требования и всю нормативку для того, чтобы МФЦ подключались, и с Минэкономразвития сформируем план-график по подключению МФЦ в разрезе по субъектам. Так же, как и в любом проекте, где участвует субъект, у нас есть первая волна более подготовленных регионов. Затем массовый сегмент, когда будет подключена большая часть. И третья волна субъектов, у которых есть какие-то сложности. Я думаю, что в течение 2014 года все субъекты должны будут обеспечить подключение МФЦ к системе упрощенной регистрации граждан.

CNews: Ну, их не так много по сравнению с отделениями почты…

Алексей Козырев: Да, но в отделениях Почты России мы будем использовать технологию тонкого клиента, которая не позволяет создавать новые учетные записи. То есть на почту можно приходить, только когда ты на Едином портале зарегистрировался сам, а там нужно только предъявить паспорт. А в МФЦ технологии предполагают, что человек сможет зайти с улицы, ему скажут: «Хотите зарегистрироваться?», он ответит: «Да», и они его зарегистрируют. Это более расширенная функциональность.

CNews: Какие еще проекты электронного правительства будут заметны снаружи?

Алексей Козырев: В 2013 году мы запустили федеральный телефонный центр, который собирает мнения граждан о качестве оказания услуг. Там технология такова, что каждый раз, когда человек получает услугу, ему предлагается на мобильный телефон получить вопрос относительно того, понравилось или не понравилось, и поставить оценку от 1 до 5 баллов. Если он в ответной смс (она является бесплатной) ставит негативную оценку – «1», «2» или «3», то ему из центра перезванивают, спрашивают, что конкретно не так, задавая вопросы по анкете. И эта обратная связь собирается, обрабатывается в системе мониторинга качества госуслуг. Отчеты из этой системы являются техническим основанием для того, чтобы ведомства проводили оптимизационную работу, делали оргвыводы относительно конкретных чиновников, которые оказывают эти услуги. В 2013 году эта система работала в пилотном режиме с Росреестром. В 2014 году мы начинаем ее внедрять на федеральные органы, услуги которых являются наиболее востребованными.

Плюс на Едином портале мы сделали кнопку. По результатам оказания услуги можно нажать на нее и заполнить форму обратной связи – что понравилось, что не понравилось. Кроме этого, целый ряд доработок был сделан для того, чтобы облегчить поиск нужной услуги.

CNews: О чем конкретно идет речь?

Алексей Козырев: Изначально Единый портал был сделан таким образом, что поисковые системы, которые индексирует контент в интернете, не видели его содержимое. И это является большой проблемой, потому что по прямым ссылкам на сайт госуслуг заходят только те люди, которые уже зарегистрировались, которые знают, что там есть услуги. А люди, которые ищут услугу в интернете, например, оформление загранпаспорта, получают массу коммерческих предложений от посредников. Но сайт госуслуг не поднимается в рейтинге, потому что Яндекс просто не видит текстов, посвященных услуге по получению загранпаспорта.

Одна из доработок портала была сделана для того, чтобы портал, учитывая, что он достаточно посещаемый ресурс, всплывал в поисковиках и показывался в контексте поисковых запросов, посвященных госуслугам, в числе первых.

CNews: Уже есть результаты?

Алексей Козырев: Пока нет, потому что опять-таки в декабре этого года мы приняли работу по контракту и сейчас идет подготовка к релизу, который, как мы рассчитываем, будем сделан в феврале, когда в бою появится новая версия Единого портала госуслуг. Там есть еще целый ряд доработок. В целом, они носят такой характер оптимизации того, что было сделано ранее. Ничего нового не появляется пока, и план по существенной переделке, повышению юзабилити портала у нас стоит на 2014 год.

CNews: Расскажите об этом плане чуть подробнее.

Алексей Козырев: Во-первых, появится упрощенная регистрация, о которой я уже сказал. Во-вторых, изменится дизайн сайта так, чтобы он был более понятным с точки зрения навигации. Сейчас, например, найти услугу по записи на прием к врачу через контекстный поиск довольно сложно. Нужно выбрать ведомство Минздрав, и в ведомстве Минздрав найти услугу записи к врачу, что не очень удобно для пользователей. Соответственно, переделываем навигацию, привязку услуг к жизненным ситуациям, поиск внутри портала, новый дизайн для того, чтобы пользовательский опыт был более комфортным, чтобы не приходилось много раз многоуровневые ссылки щелкать, пока найдешь услугу.

Алексей Козырев: В 2013 году мы запустили федеральный телефонный центр, который собирает мнения граждан о качестве оказания услуг

Делаем возможность оплаты услуг на портале не только по начислениям, но и по пошлинам. Это очень важно, потому что начисления – это штрафы, задолженности перед ФССП, задолженности по налогам. С этим все просто, потому что начисления ведомство делает в ГИС ГМП. И сумма платежа в ГИС ГМП уже создана. Нам нужно только показать ее гражданину и дать возможность оплатить. Пошлины же не создаются ведомством, потому что ведомство еще не знает, что человек обращается за услугой. Я еще заявление на загранпаспорт не подал, а мне надо вместе с заявлением уже подать информацию о том, что я оплатил. Поэтому пошлина – это авансовый платеж. И когда мы говорим об авансовом платеже, возникает вопрос, как ведомство потом в ГИС ГМП найдет конкретно ваш платеж.

Мы сделали с Федеральной миграционной службой пилот по оплате пошлины за загранпаспорт. Сейчас для Санкт-Петербурга эта технология уже запушена. Суть ее заключается в том, что Единый портал госуслуг при приеме заявления на получение загранпаспорта предлагает оплатить пошлину, и ГИС ГМП самостоятельно через ФМС делает эту запись о том, что пошлина оплачена. И когда заявление с портала потом приходит в ФМС, они по этому заявлению в ГИС ГМП могут опознать. И вся схема начинает работать.

По аналогии мы хотим сделать оплату пошлины по остальным услугам, которые оказываются на портале. Это будет одна из важных доработок на 2014 год. Кроме того, у нас на сегодняшний день достаточно много разных сайтов, порталов, на которых можно получить те или иные услуги. Это и региональные порталы госуслуг, это ведомственные порталы госуслуг…

CNews: Ту же запись на прием к врачу Минздрав сделал на своем сайте...

Алексей Козырев: Ну да, они очень красиво написали, что там это будет работать проще, чем на ЕПГУ. Это довольно странно, потому что на ЕПГУ запись на прием сделана по техническому заданию самого Минздрава. И запись на прием ЕПГУ работает с той же самой информационной системой, с которой работает их ведомственный портал. И, конечно, мы будем с Минздравом работать над тем, чтобы они изменили свое ТЗ в ЕПГУ и сделали свою услугу удобной.

Мы видим себе систему взаимодействий Единого портала, ведомственного портала и региональных порталов таких образом, что на всех этих ресурсах используется единая система идентификации и аутентификации (то есть у человека должен быть один логин и пароль). Затем мы делаем единую сквозную навигацию через все эти ресурсы. То есть это будет такая планка по аналогии с Яндекс.Баром, в которой будет реализована как раз идентификация, аутентификация пользователя. Там будет кнопка «Зарегистрироваться» и кнопка «Войти», будет каталог государственных ресурсов, на которых можно получать госуслуги, и контекстный поиск. Можно будет зайти в строку поиска, написать там, допустим, «Запись на прием к врачу», и увидеть ссылки на ведомственные порталы, региональные порталы, единый портал госуслуг.

С бэкэндовой стороны мы планируем реализовать проект по интеграции личных кабинетов с различных порталов в единый личный кабинет. В 2013 году мы его технологически отделили от портала госуслуг в отдельную подсистему. Он представляет из себя что-то вроде почтового ящика, в который попадает информация из разных каналов оказания услуг – с ведомственного, с регионального портала. Человек там может видеть, какие заявления он подавал, статус, сохранять результаты оказанных услуг в виде электронных документов.

CNews: Когда появится единый кабинет?

Алексей Козырев: Это как раз проект по развитию на 2014 год. То есть мы с «Ростелекомом» уже заключили контракт на развитие единого портала на 2014 год. Работы будут сданы в ноябре, и после того как они будут сданы, какое-то время потребуется на внедрение и запуск. Я думаю, в начале 2015 года функционал будет запущен.

CNews: Какой бюджет запланирован на развитие электронного правительства в 2014 году?

Алексей Козырев: На развитие выделяется более 500 млн. рублей.

CNews: Какую часть из них получит «Ростелеком» как единственный исполнитель?

Алексей Козырев: «Ростелеком» получит порядка 70-75%.

CNews: А остальные деньги будут распределяться в ходе тендеров?

Алексей Козырев: Да.

CNews: Какие проекты планируется разыграть на тендерах?

Алексей Козырев: Федеральный телефонный центр и работа в области аналитики по электронному правительству. Мы планируем провести исследование пользовательского опыта и основных приоритетных направлений дальнейшего развития электронного правительства, на основании которого мы сможем построить план развития портала и инфраструктуры на период с 2015 года и дальше. Сейчас у нас есть концепция развития электронных услуг, утвержденная распоряжением правительства, и дорожная карта, которая определяет основные направления. В рамках этих основных направлений очень важно получать обратную связь от потребителей, от пользователей, и один из способов получения этой обратной связи – это проведение такого исследования.

CNews: CNews: «Ростелеком» по-прежнему будет привлекать подрядчиков на основную часть работ по развитию электронного правительства или ситуация как-то поменяется по сравнению с тем, что было раньше?

Алексей Козырев: Думаю, что поменяется. В «Ростелекоме» сейчас заканчивает формироваться команда, которая ориентирована как раз на создание внутренней экспертизы. Мы рассчитываем, что какую-то ядерную функциональность «Ростелеком» будет развивать самостоятельно. Безусловно, на рынке есть подрядчики, которые имеют большой опыт в реализации конкретных информационных систем. Поэтому, скорее всего, конечно, «Ростелеком» будет привлекать субподрядчиков, но при этом экспертизу по ключевым системам инфраструктуры – СМЭВ, ЕПГУ – мы видим внутри «Ростелекома».

CNews: Какова будет роль НИИ «Восход» в проектах электронного правительства?

Алексей Козырев: «Восход» является субподрядчиком «Ростелекома», привлекаемым на отдельные проекты, в частности, на ситуационный центр.

CNews: Возвращаясь к регионам. У вас есть рейтинг запросов через СМЭВ. Адекватность цифр, на которых он построен, вызывает большие сомнения. Планируется ли его как-то развивать, менять методику?

Алексей Козырев: Да, планируется. Методика, безусловно, будет меняться. Сейчас рейтинг мы используем только для того, чтобы видеть субъекты, у которых не идет взаимодействие. При этом те субъекты, у которых оно идет, мы не можем между собой сравнивать, потому что как раз отсутствие очереди гарантированной доставки приводит к тому, что субъекты генерируют разное количество повторных проверочных запросов, которые мы никак не можем отловить. Переход на новую технологию, о которой я рассказал, создает однозначную привязку каждого запроса к конкретному факту оказания услуги. То есть одна услуга – один запрос. И тогда мы четко будем понимать, что рейтинг, построенный на основании такого количества запросов, он отражает реальную ситуацию с оказанием услуг с использованием СМЭВ. Но, учитывая, что внедрение новой системы в 2014 году только начинается, мы в 2014 году будем продолжать рассчитывать рейтинг по той системе, которую сейчас предоставляет «Ростелеком», постепенно к 2015 году переходя уже на новую систему.

CNews: Какие приоритеты на 2014 год стоят перед регионами по развитию электронного правительства?

Алексей Козырев: Первое – это реализация в электронном виде услуг из перечня 20 приоритетных, которые установлены в концепции развития электронных услуг; второе – это внедрение в МФЦ регистрации граждан в ЕСИА и использование ЕСИА на региональных порталах; третье – это вывод в СМЭВ сведений, которые необходимы для межведа. Прежде всего, это сведения ЗАГС, соответственно, будет необходимо заниматься автоматизацией ЗАГС. Ну и поддержание в актуальном состоянии тех услуг, которые уже выведены на Единый портал, в части оптимизации административных регламентов.

Сейчас по последней статистике в федеральном реестре государственных услуг зарегистрировано 125 тыс. услуг за счет того, что тонкие нюансы смыслов по муниципальным услугам создают много-много реплик одинаковых услуг. Муниципалитет, создавая услугу, может как бы заново написать регламент, разместить его в федеральном реестре госуслуг в виде документа вложения и создать фактически новую услугу. Мы совместно с Минэкономразвития делаем технологию, при которой административный регламент будет прикрепляться не в виде аттачмента, а данные из административного регламента будут в структурированном машиночитаемом виде вноситься в сами поля федерального реестра госуслуг. И таким образом услуги, которые оказывают муниципалитеты, можно будет сделать на основе справочника. А справочники предполагают стандартизацию и уход от вот этих уникальных разновидностей.

То есть сам процесс утверждения административного регламента меняется. Одно дело, когда у тебя нет никаких ограничений, ты пишешь документ прямо с нуля и выкладываешь его. Другое дело, когда ты выбираешь тип услуги, орган, который оказывает. Все поля заполнил — система сама поймет, какая это услуга, и типизирует ее в соответствующий раздел. Это автоматически опять-таки на уровне технологий приведет к стандартизации муниципальных услуг, сокращению общего количества, номинального количества услуг, к переходу от формального утверждения услуги к реальному утверждению сути услуги, которая оказывается.

Мы с Минэкономразвития так же собираемся стандартизовывать формы документов, которые органы власти выдают в результате оказания услуг. Это тоже очень важная работа, потому что там один и тот же документ, вне зависимости от того, какой муниципалитет его выдал, должен быть примерно одинаковым. Содержать примерно одинаковый набор полей, состав реквизитов. Для этого мы делаем реквизиторий форм документов, который будет привязан к федеральному реестру госуслуг и в котором будут храниться вот эти типовые формы документов, которые можно использовать при создании госуслуг.

Эта новая версия реестра госуслуг также позволяет обеспечить авторизованность запроса сведений по межведу. Потому что сейчас мы не имеем возможности анализировать, действительно ли в административном регламенте предусмотрено право органов власти запрашивать то или иное сведение по межведу. И мы считаем, что, если орган власти запрашивает, он это делает под свою ответственность. Если будут нарушения, мы сможем привлечь к ответственности, потому что все логируется, записывается. При помощи нового реестра госуслуг при проектировании услуги из справочника будут выбираться сведения, которые можно запрашивать. Каждый раз, когда в СМЭВ приходит запрос, мы будем проверять, по какой услуге он пришел и может ли он у органа власти, оказывающей эту услугу, запрашивать именно эти сведения. Это позволит организовать контроль уже не по факту, а превентивно. Нет нормативного права запрашивать сведения – не можешь запросить.

CNews: Оцениваете ли вы бюджеты регионов на электронное правительствов 2014 году?

Алексей Козырев: Судить об объеме бюджетов регионов можно по объему субсидий, которые они запросили из федерального бюджета.Порядок предоставления субсидий предполагает софинансирование из федерального бюджета. Регион дает свои деньги и запрашиваетфедеральные средства по определенным правилам. Так вот объем субсидий, который регионы запросили сейчас, примерно такой же, как был в 2013 году и в 2012 году. Из чего я делаю вывод, что, наверное, региональные бюджеты в 2014 году не выросли и не уменьшились.

CNews: Минкомсвязи планировала создать Совет главного конструктора. Он уже работает? Назначен ли главный конструктор?

Алексей Козырев: Приказ сейчас согласовывается (на момент публикации интервью приказ уже вышел, — прим. CNews), хотя, на самом деле, проведено два заседания Совета. Цель создания Совета заключается в том, чтобы обсуждать инициативы и потенциальные решения в формате консультаций. То есть это орган, который не призван принимать те или иные решения, а скорее, призван давать оценку тем или иным решениям для того, чтобы потом уже можно было их принимать на подкомиссии, на правительственной комиссии, на уровне ведомств.

В состав Совета вошли как представители федеральных органов власти, так и регионы, вошли представители ИТ-компаний, интеграторов, которые реализовывают проекты в области электронного правительства. Получилась дискуссионная площадка, на которой довольно удобно обсуждать вопросы, которые затрагивают интересы, зоны ответственности различных участников инфраструктуры.

Алексей Козырев: Планируется провести исследование пользовательского опыта и основных приоритетных направлений дальнейшего развития электронного правительства, на основании которого мы сможем построить план развития портала и инфраструктуры на период с 2015 года и дальше

Инфраструктура стала большая, включает много участников со своей конкретной спецификой. Поэтому прежде чем выходить с тем или иным решением на уровень фиксации, важно их обкатывать на консультативном совете. Кроме того, чтобы обсуждать эти решения не только в теории, но и на практике, мы создали стенд главного конструктора, который воссоздает инфраструктуру электронного правительства.

CNews: Каковы возможности этого стенда?

Алексей Козырев: Он расположен в «Ростелекоме». Это шесть серверных стоек, на которых подняты информационные системы электронного правительства. У этих информационных систем есть интерфейсы, к которым можно подключиться через терминальное соединение с серверами. Основная задача стенда главного конструктора заключается в том, чтобы можно было накатать на него тестовые версии информационных систем и посмотреть: сделать интеграционное тестирование, как это влияет на интеграцию информационных систем между собой. Это очень важная возможность, потому что часто, когда по отдельным контрактам реализуются проекты, направленные на развитие каких-то отдельных информационных систем, тестирование на всей инфраструктуре с анализом эффекта на другие системы провести довольно сложно. Поэтому стенд нужен для того, чтобы на этапе разработки учитывать специфику интеграции большого количества систем, чтобы потом при переходе к стадии внедрения не вскрывались какие-то проблемы, которые препятствуют тому, что эти системы пошли в бой.

 

Александр Левашов

Источник: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2014/02/04/558946

Направления

СВЯЗЬ
ИТ
СМИ

Разделы

 

Типы материалов

 

Все материалы официального сайта Министерства связи и массовых коммуникаций
могут свободно использоваться без каких-либо ограничений, если не указано иное.
Предварительного согласия на перепечатку не требуется.


Открытые данные
Статистика посещаемости сайта

Официальный Интернет-ресурс
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-32622 от 22 июля 2008 г.

125375, г. Москва, ул. Тверская, д. 7
Телефон: (495) 771 8000
Справочная по документам: (495) 771 8100
Факс: (495) 771 8002
Адрес электронной почты: office@minsvyaz.ru
Твиттер: @minsvyaz_news
Facebook: Minsvyaz

 
 
ФИЛЬТР
Выберите направление
для сортировки
материала.